Нет зверя благороднее волка
В нашей стране нет других представителей хищных животных, способных на такое сотрудничество и взаимопомощь, которое присуще волкам. Их память и привязанность к членам своей стаи не может не вызывать восхищения. Приведем лишь несколько примеров, описанных людьми, близко общающимися с этим удивительным зверем.
Как отмечает Луис Крайслер, волки способны на сочувствие животному в беде, пусть даже они ничем не могут ему помочь. Как-то, гуляя, одна из собак набрала себе полный нос игл дикобраза. Всю дорогу до дома волчица Аланта тревожно смотрела на ее морду и скулила. Другие собаки, бывшие с Луис на прогулке, с безразличием бежали рядом.
А вот какой удивительный случай рассказал Ясон Константинович Бадридзе. При проведении охоты на волков, на офлажкованной территории оказалась пара волков. Немного побегав вдоль флажков, самец перепрыгнул их, а его самка очень боялась и, несмотря на то, что волк ей показывал, что это не страшно, перепрыгивая флажки туда и обратно, она отказывалась следовать за ним. Тогда волк перегрыз веревку, и флажки упали на землю, но и тогда это было для самки непреодолимым препятствием. Подумав, волк взял веревку в зубы и отнес флажки в сторону, дорога была свободной. Все это наблюдали охотники, к счастью для зверей, оказавшиеся порядочными людьми. Они не могли не восхититься умом и преданностью волка и дали зверям уйти.
Из своей практики Ясон Константинович описал случай, когда волки спасли его от нападения медведя. «Однажды, когда я ходил с одной из моих стай, я случайно наткнулся на спящего медведя. Инстинктивно я вскрикнул. Волки медведей панически боятся, они убежали, но, тем не менее, тут же вернулись. Матерые вцепились в медведя, им помогали два переярка, и медведь позорно бежал».
Память у волков просто замечательная. И добро, впрочем, как и зло, они запоминают на всю жизнь. Когда в одном из НИИ закончились запланированные опыты с волками, пришло время с ними расставаться (т.е. убивать -послужил нам, людям, и хватит). Но тут в дело вмешалась девушка-лаборант, воспитавшая этих волков. Путем неимоверных усилий добилась, чтобы зверей оставили в живых. Им выделили вольер и оставили в качестве живых экспонатов. Прошли годы, девушка давно уволилась из НИИ, а с самкой волка за это время произошло несчастье. Снимая сцену охоты на волков, волчицу просто застрелили (конечно, сцена в фильме гораздо важнее жизни какого-то волка, он же зверь). Когда из вольера вынимали труп его подруги, матерый бросался на людей и после этого совершенно замкнулся в себе. Молодую же волчицу, подсаженную к нему, от людей оберегал. Когда она подходила к сетке на зов знакомых людей, скалил зубы и громко рычал на нее. Прошло семь лет. Неожиданно приехала лаборантка, некогда спасшая волку жизнь. А дальше эту сцену встречи, описывает С. Корытин.
«Поехали мы с ней к волкам. Не доходя метров ста до вольера Галя протяжно крикнула: У-уржу-мушка-а-а! Стрелой вылетел из леса угрюмый волчина, хвост возбужденно поднят, на загривке вздыбилась шерсть. Он подбежал к ней и через сетку, поскуливая, принялся тереться о пальцы женщины. Что с ним творилось! Пренебрегая запретом служителя, Галя ворвалась в вольер, и они принялись целоваться. Скуля и повизгивая, волк извивался и лизал ей руки, лицо, прыгал и метался как сумасшедший. Трудно было поверить, что это он – гордый, угрюмый старый волк Уржум. Так не радуются человеку и самые преданные собаки. Жена служителя зоопарка заплакала».
Пришлось как-то наблюдать, Норе Аргуновой, как в вольер к крупным молодым волкам выпустили старого волка. Они бросились к нему со всех ног, лизали его, скакали вокруг, подвывали на радостях. Оказалось, это брат отца, дядя, он прикармливал их маленькими.
Вот такие они, ВОЛКИ!